Бронирование граждан, пребывающих в запасе, на период мобилизации

Перейти к контенту

Бронирование граждан, пребывающих в запасе, на период мобилизации

Военный юрист. Расторжение контракта. Выплаты за ранения.
Бронирование граждан, пребывающих в запасе, на период мобилизации
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (далее - Закон N 31-ФЗ) бронирование граждан, пребывающих в запасе, проводится в целях обеспечения на период мобилизации и на военное время деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.
Внимание
Граждане, подлежащие бронированию, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время на время предоставленной отсрочки (п. 2 ст. 23 Закона N 31-ФЗ).
Организация и порядок бронирования граждан, пребывающих в запасе, на период мобилизации и на военное время определяются Законом N 31-ФЗ и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Какими нормативными актами регулируются вопросы бронирования?
К таким документам относятся:
  • Федеральный закон от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации";
  • Указ Президента РФ от 13.03.2007 N 328 "Вопросы организации работы по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас";
  • Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 "Об утверждении Положения о воинском учете";
  • Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях (Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ, от 11.07.2017);
  • Постановление Правительства РФ от 17.03.2010 N 156 "Об утверждении Правил бронирования граждан РФ, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях";
  • Инструкция по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, на период мобилизации и на военное время (утверждена постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, от 03.02.2015 N 664с);
  • Методические рекомендации по бронированию граждан РФ, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации и работающих в организациях, на период мобилизации и на военное время (утверждены постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, от 05.07.2017).
Примечание
Большая часть этих документов имеет пометку "Для служебного пользования" и предоставляется организациям по письменному запросу с обоснованием необходимости в пользовании данным документом. В свободном доступе такие нормативные акты отсутствуют.
Кто занимается бронированием?
Руководство работами по бронированию граждан, пребывающих в запасе, в РФ осуществляет Межведомственная комиссия по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях.
Методическое руководство и организацию работ по учет и бронированию граждан, пребывающих в запасе, в каждом конкретном населенном пункте осуществляют Комиссии, образованные в органах местного самоуправления (см, например, информацию о Комиссии г. Красноярска по бронированию граждан, пребывающих в запасе; Городской комиссии по бронированию граждан, пребывающих в запасе г. Березняки Пермского края, Районной комиссии Кировградского городского округа по бронированию граждан, пребывающих в запасе, Районной комиссия по бронированию граждан Басманного района г. Москвы, Районной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе Центрального района г. Санкт-Петербурга, Районной комиссии по бронированию граждан, пребывающих в запасе, г. Апатиты Мурманской области и др).
Все организации, зарегистрированные на территории населенного пункта, должны состоять на учете в местной Комиссии по бронированию граждан, пребывающих в запасе.
Организация работы по бронированию на предприятиях
Бронирование граждан, пребывающих в запасе, осуществляется по перечням должностей и профессий, утвержденным Постановлением МВК N 140 от 22.12.1999. Этот документ также носит закрытый характер и предоставляется организациям вместе с Методическими рекомендациями по бронированию по письменному запросу с обоснованием необходимости в пользовании данным документом.
Перечень разрабатывается и утверждается Межведомственной комиссией (МВК), систематически актуализируется и доводится до отраслевых министерств и ведомств, до Генерального штаба, а также региональных и муниципальных властей для организации необходимой работы на местах во взаимодействии в военными комиссариатами (см. п. 2 письма Минпромторга РФ от 21.10.2022 N 107162/01).
Примечание
Например, в организациях, находящихся в ведении Минпромторга, бронированию подлежат руководители организаций и структурных подразделений, их заместители, а также специалисты (рабочие), выполняющие критически важные для устойчивого функционирования организации функции (работы), но отсутствующие в перечне. Минпромторг обобщает мотивированные предложения организаций и направляет в МВК для принятия решения. В случае положительного решения МВК, Минпромторг доводит выписки до организаций, работникам которых предоставлено персональное бронирование для организации работы по бронированию. При этом в работе комиссии принимает участие представитель Генерального штаба.
В самой организации приказом руководителя назначаются специальные работники, ведущие воинский учет и бронирование граждан, также определяются их персональный состав и функциональные обязанности. При этом проект такого приказа руководителя организации согласовывается с военным комиссаром муниципального образования (муниципальных образований), осуществляющим свою деятельность в пределах территории, на которой расположена организация (ее структурное подразделение), либо с органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет на территориях, где нет военных комиссариатов.
Каждой организацией (с ее образованием и перед началом очередного календарного года) разрабатываются (ведутся):
  • Приказ организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • План работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе, который согласовывается с военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований).
Военнообязанные, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на периоды мобилизации, военного положения и в военное время, а также проходящие службу в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии РФ состоят на специальном воинском учете.
Порядок и сроки представления отчетности по бронированию граждан, пребывающих в запасе, регламентируется Инструкцией по бронированию граждан РФ, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, на период мобилизации и на военное время (утверждена постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, от 03.02.2015 N 664с). Данный документ имеет пометку "для служебного пользования" и отсутствует в свободном доступе.
Вместе с тем, из информации, размещенной на официальных сайтах органов государственной власти и органов местного самоуправления, следует, что при ежегодной сверке учетных данных все организации, расположенные на территории муниципального образования, обязаны предоставлять в местную Комиссию по бронированию граждан, пребывающих в запасе, следующие отчетные документы:
  • карточка учета организации (форма N 18) (см. например, эту форму в письме Минкультуры РФ от 21.10.2015 N 344-01-39-ВА);
  • отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе (форма N 6);
  • сведения об обеспеченности трудовыми ресурсами (руководителями, специалистами, квалифицированными рабочими и служащими) из числа граждан, пребывающих в запасе, на период мобилизации и на военное время в организации (форма 19).
Перечисленные документы заверяются печатью и подписью руководителя организации и являются основными ежегодными документами о состоянии работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе и обеспеченности организаций трудовыми ресурсами на период мобилизации и на военное время.
Пример Отчета о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе (форма 6)*(1)

Пояснения по заполнению формы N 6
  1. Отчет составляется по установленной форме с учётом указаний Межведомственной, территориальной и районной комиссий по бронированию ГПЗ.
  1. В соответствии с "Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов" (ОКПДТР) и "Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих" к определённым категориям работающих следует относить:
  • в строке "Руководители" - руководителей органов государственной власти, организаций, в том числе учебных организаций и их структурных подразделений;
  • в строке "Специалисты" - специалистов, занятых инженерно-техническими, научно - исследовательскими, экономическими, управленческими и другими работами (например, администраторы, инженеры, экономисты, энергетики, юрисконсульты);
  • в строке "Служащие" - работников, осуществляющих подготовку и оформление документации, учёт и контроль, хозяйственное обслуживание (например, архивариусы, дежурные, делопроизводители, секретари, статистики, учётчики, чертёжники);
  • в строке "Рабочие" - работников, профессии которых указаны в соответствующем разделе ОКПДТР. В том числе отдельной строкой указываются водители автомобилей.
  1. Заполнение вертикальных граф необходимо производить с соблюдением следующих требований:
  • в графу 2 "Всего работающих" включаются все работающие мужчины и женщины всех возрастов, как пребывающие в запасе, так и освобождённые от исполнения воинской обязанности в мирное и военное время, и граждане, подлежащие призыву на военную службу, по состоянию на 1 января.
Работающие по совместительству или на сезонных работах, а также слушатели заочных и вечерних образовательных организаций, включаются в отчет организаций по месту их основной работы.
  • в графу 3 "Всего" (сумма граф 4+5) включается численность граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ) из числа всего работающих в организациях. В численность ГПЗ не включаются граждане, подлежащие призыву на военную службу (призывники);
  • в графу 6 "Всего" (сумма граф 7+8) включается численность забронированных ГПЗ;
  • в графу 9 "Численность ГПЗ, имеющих мобилизационные предписания" включается численность ГПЗ, имеющих мобилизационные предписания и подлежащие призыву по мобилизации.
Пример Сведений об обеспеченности трудовыми ресурсами (руководителями, специалистами, квалифицированными рабочими и служащими) на период мобилизации и на военное время (форма 19)*(1)



Пояснения по заполнению формы N 19
  1. Сведения об обеспеченности трудовыми ресурсами (руководителями, специалистами, квалифицированными рабочими и служащими) из числа граждан, пребывающих в запасе, на период мобилизации и на военное время) (далее Сведения) представляются в районную комиссию по вопросам бронирования всеми организациями, осуществляющими воинский учет и бронирование граждан, пребывающих в запасе.
  1. В графе 5 указывается количество работающих граждан, пребывающих в запасе и имеющих мобилизационные предписания.
  1. Графа 6 рассчитывается как разница между графой 2 и графой 5
  1. В графе 7 указывается количество граждан, необходимых для выполнения мобилизационных заданий (для осуществления деятельности организации в военное время).
  1. В графе 8 указывается разница между графой 6 и графой 7.
  1. Графа 9 рассчитывается по формулам:
а) в случае некомплекта:



б) в случае избытка:



*(1) Примеры подготовлены на основе форм и информации, размещенной на сайте Районной комиссии по бронированию граждан, пребывающих в запасе, г. Апатиты Мурманской области по адресам (https://apatity.gov-murman.ru/administration/komisses/bron/useful.php и https://apatity.gov-murman.ru/administration/komisses/bron/docs.php ), на сайте Администрации г. Тюмени (https://www.tyumen-city.ru/vlast/administration/struktura-administracii-goroda-tumeni/komitet-specialynih-meropriitii-administracii-goroda-tumeni/napravlenii-deitelynosti/voinskii-ucet-i-bronirovanie/formi-godovoi-otcetnosti/ ) и форм отчетов, доведенных постановлением администрации города Красноярска от 23.09.2022 N 849 "О представлении отчетности по бронированию"
Порядок бронирования граждан, пребывающих в запасе
В организации составляется список (перечень) забронированных работников, заполняемый в свободной форме, с указанием ФИО, должности или профессии, заверенный подписью руководителя и печатью.
Далее список (перечень) передается на утверждение в местную Комиссию по бронированию или военный комиссариат, в зависимости от полученных организацией Методических рекомендаций.
Утвержденный список (перечень) забронированных работников вместе с документами воинского учета (военные билеты, личные карточки и т.д.) передается в военный комиссариат по месту нахождения организации.
Военный комиссариат выдает на каждого сотрудника форму 4, состоящую из извещения, содержащего информацию о постановке гражданина на специальный учет, и удостоверения, подтверждающего отсрочку.
Таким образом, бронирование граждан, пребывающих в запасе (иными словами - отсрочка от мобилизации) оформляется специальным удостоверением. Его реквизиты вносятся простым карандашом в п. 7 формы 10 по специальному воинскому учету.
Удостоверения об отсрочке хранятся у работодателя и при объявлении мобилизации передаются забронированным сотрудникам.
При аннулировании отсрочки по различным основаниям (например, истечение срока, на который она предоставлена, или увольнение работника) работодатель обязан в 5-ти дневный срок сообщить об этом в военкомат.
При аннулировании отсрочки отметки в личных карточках также аннулируются, удостоверения сдаются в военкомат для уничтожения.
Пример удостоверения об отсрочке (форма 4)





Пояснения по заполнению формы N 4
  1. Удостоверения и извещения (изменения в них) заполняются с использованием средств вычислительной техники или чернилами (пастой) одного цвета, при этом помарки и подчистки не допускаются. Изменения вносятся не более двух раз и заверяются подписью должностных лиц и печатью.
  1. В извещении строки "Домашний адрес гражданина, пребывающего в запасе" и "Наименование военного комиссариата", где гражданин, пребывающий в запасе, состоит на воинском учете, заполняются простым карандашом.
  1. При заполнении сведений "на основании" указать коды вида экономической деятельности и должности при бронировании на основании Перечня.
  1. В строке "Наименование и адрес организации" указывается наименование, индекс и адрес организации, в которой работает военнообязанный.
  1. Извещение подписывается руководителем и заверяется печатью организации.
Кто не подлежит бронированию?
Перечень категорий сотрудников, не подлежащих бронированию, определен "закрытой" Инструкцией по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, о которой упоминалось выше.
Вместе с тем, в некоторых документах можно обнаружить упоминания о таких работниках (см., например, приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 13.05.2019 N 95 "Об утверждении Инструкции по организации и ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе и работающих в федеральных судах общей юрисдикции, федеральных арбитражных судах и управлениях Судебного департамента в субъектах Российской Федерации").
К таким работникам относятся:
  • не прошедшие военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии и зачисленные в запас по достижении ими возраста 27 лет;
  • работающие водителями транспортных средств, предназначенных для поставки по мобилизации в Вооруженные Силы;
  • предназначенные в специальные формирования;
  • заключившие контракт о пребывании в мобилизационном людском резерве до прекращения действия контракта.
Полный перечень работников, не подлежащих бронированию, можно получить в военном комиссариате или территориальной Комиссии по бронированию граждан, пребывающих в запасе.


OOO "ЭЙЧАР-ИНТЕРНЕТ-ОФФЕР" ИНН: 1200011523
Назад к содержимому